ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница

6. Фоксол Г. Психология потребителя в маркетинге / Г. Фоксол, Р. Голдсмит, С. Браун: пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.

7. Энджел, Дж. Ф. Поведение потребителей. 10 - е изд. /Дж. Ф. Энджел, Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 2007.

8. Hawkins D. I., Best R. J., Coney K. A. Consumer behavior: Implications for marketing strategy. The McGraw-Hill Companies, Inc., 2004.

Тема 12. Осознание потребности и поиск информации

Задачи: сформировать знания в области сущности этапов процесса принятия решения потребителями - осознания потребности и поиска инфор­мации, способов их исследования и измерения.

12.1. Процесс осознания и методы исследования потребности

Процесс принятия решения потребителем начинается с осознания по ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница­требности.

Процесс осознания потребности зависит от того, насколько сильно рас­хождение между текущей ситуацией потребителя и ситуацией, в которой по­требителю хотелось бы оказаться. Для начала процесса принятия решения расхождение должно достигать или превосходить определенный порог

Существует ряд причин, которые приводят людей к осознанию потреб­ности. Их можно разделить на несколько групп: изменение обстоятельств (финансов, желаний, потребностей), исчерпание запасов, необходимость в сопутствующих товарах, неудовлетворенность товаром.

Выявление потребностей осуществляется несколькими методами.

Одним из методов является построение карт восприятия, которые мо­гут показать разрывы, позволяющие выявить желаемые состояния потребите­лей. Исследовать потребности можно с помощью анализа социальных и эко­номических тенденций. При ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница использовании анализа структуры выгод потре­бители указывают выгоды, которые они желают получить, а имеющиеся в на­стоящее время товары их не обеспечивают. Метод фокус - групп применяется для выявления потребительских проблем и их решения. Понимание потреб­ностей помогает выяснить метод анализа передовых пользователей, т.е. тех, кто раньше других осознают новые потребности. Широко распространенным методов исследования потребностей является опрос, который помогает выяс­нить понимание нерешенных проблем. Выявить потребительские проблемы также позволяют методы наблюдения и эксперимента.

12.2. Активизация потребности

Большинство способов маркетингового влияния направлено на осозна­ние потребности потребителем.

Активизировать можно основную или избирательную потребность. Ос­новная потребность - та, которая разрешима через покупку различных ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница марок определенной товарной категории. Осознание избирательной потребности происходит тогда, когда стимулируется потребность в специфической марке внутри товарной категории.



Активизация осознания основной потребности приводит к увеличению рынка товарной категории. Активизация осознания избирательной потребно­сти компанией проводится с целью роста своей рыночной доли.

Дж. Ф. Энджел, Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард рассматривают деление потребителей по признаку осознания потребности в результате изменения фактического и желаемого состояний. Потребители фактического состояния - те, для которых осознание потребности вызывается изменением фактического состояния, Потребители желаемого состояния признают потребность при из­менении желаемого состояния.

Разработка рекламных компаний, программ стимулирования, обучение торгового персонала умению продавать «достоинства» товара ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница могут приво­дить к росту потребностей потребителей, что способствует укреплению пози­ций компании на рынке.

12.3. Внутренний и внешний поиск информации

После того, как потребитель осознал потребность, выражает готовность в ее удовлетворении и имеет для этого возможности, он начинает внутренний поиск информации.

Внутренний поиск информации может быть опосредованным или пря­мым. Опосредованное внутреннее поисковое поведение осуществляется в том случае, когда потребитель обучается чему-либо или пополняет знания, без ка­кого - либо сознательного намерения». Прямое внутреннее поисковое пове­дение касается ситуаций, когда потребитель намеренно пытаемся извлечь из памяти информацию, имеющую отношение к конкретному случаю. При об­ращении к внутреннему поиску потребитель вспоминает единственное ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница воз­можное решение - торговую марку или магазин. Если внутренний поиск не дал удовлетворительных результатов, то потребитель обращается к внешнему поиску, т.е. к сбору дополнительной информации из внешней среды.

Поиск внешней информации может осуществляться потребителем, как в случае, когда он намеревается купить товар, так и при более пассивном от­ношении к товару. Внешний поиск, который ведет к предстоящему решению о покупке, это предпокупочный поиск. Не имея потребности купить, потреби­тель может регулярно собирать информацию, подвергаясь постоянно влия­нию рекламы, других средств коммуникации. Такой тип внешнего поиска на­зывается непрерывным поиском.

12.4. Источники информации и измерения поиска

В процессе внешнего поиска информации потребитель ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница может использо­вать информацию из различных источников. В основном используются сле­дующие источники: розничная среда (походы или звонки в магазины и диле­рам, просмотры информации на упаковке, изданий о торговых марках), мар­кетинговые источники (реклама и другие средства коммуникации), личные источники (друзья, родственники, соседи), независимые источники (книги, журналы, правительственные издания), экспериментальные источники (озна­комление и апробация товара).

Процесс информационного поиска характеризуется тремя главными измерениями: 1) размах поиска, или его объем; 2) направление поиска; 3) по­следовательность поиска.

Размах, или объем поиска отражает количество рассмотренных торго­вых марок, магазинов, атрибутов товара, источников информации и времени, затраченного на поиск.

Размах поиска связан с ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница типом процесса принятия решения. Рынок мож­но сегментировать по критерию объема поиска.

Направление поиска имеет не меньшее значение, чем размах поиска. Направление поиска отражает его содержание, которое определяется ответа­ми на вопросы, какие марки, магазины, атрибуты товара, источники инфор­мации рассматривались потребителем.

Последовательность поиска отражает порядок, в котором ведется по­иск.

При последовательности поиска марки потребитель оценивает каждую марку по нескольким атрибутам, прежде, чем перейти к следующей.

Детерминанты поиска информации Детерминанты поиска, или факторы, влияющие на него. Факторы, спо­собные влиять на внешний поиск потребителя, можно разделить на несколько групп: ситуационные, относящиеся к товару, внешней среды розничной тор­говли ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница и индивидуальные, причем они могут приводить как к усилению, так и к ослаблению поисковой активности.

Понимание потребительского поиска может быть полезным при разра­ботке маркетинговых стратегий с целью влияния на процесс информационно­го поиска потребителей. При этом необходимо учитывать типы решений про­блем: расширенное, ограниченное, привычное.

Контрольные вопросы

1. Опишите сущность процесса осознания потребностей.

2. Охарактеризуйте причины осознания потребностей.

3. Укажите отличия методов исследования потребностей.

4. Опишите способы активизации потребностей.

5. Охарактеризуйте потребности фактического и желаемого состояния.

6. Охарактеризуйте виды внутреннего поиска информации.

7. Опишите виды внешнего поиска информации.

8. Укажите источники внешнего поиска информации.

9. Охарактеризуйте виды измерения процесса информационного поиска.

10. Опишите детерминанты поиска информации.

Список литературы

1. Ассэль Г. Маркетинг ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница: принципы и стратегия: учебник для вузов / Г. Ассэль. М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учебник / И.В. Алешина. М.: Эко­номиста, 2006.

3. Драганчук, Л.С. Поведение потребителей: учеб. - метод. комплекс / Л.С. Драганчук. Красноярск: Издат. Центр ИЕ и ГН СФУ, 2007.

4. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 2-е евр. изд. /Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг: пер. с англ. М.; СПб.; К.: Издат. дом «Вильямс», 2001.

5. Соломон, М.Р. Поведение потребителя. Искусство и наука побеждать на рынке / М.Р. Соломон: пер. с англ. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2003.

6. Энджел, Дж. Ф. Поведение потребителей. 10 - е изд. /Дж. Ф. Энджел, Р.Д ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница. Блэкуэлл, П.У. Миниард: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 2007.

7. Hoyer W. D., MacInnis D. J. Consumer behavior. Houghton Mifflin Company, 2004.

8. Hawkins D. I., Best R. J., Coney K. A. Consumer behavior: Implications for marketing strategy. The McGraw-Hill Companies, Inc., 2004.

9. Peter P.J., Olson J.S. Consumer behavior: The McGraw-Hill Companies, Inc., 2001.

10. Schiffman L.G., Kanuk L.L. Consumer behavior. Prentice Hall International, Inc., 2007.

Тема 13. Оценка вариантов перед покупкой

Задачи: сформировать знания в области сущности процесса оценки и выбора вариантов перед покупкой, охарактеризовать оценочные критерии и правила решения при выборе альтернативы покупки.

13.1. Процесс оценки и выбора вариантов

Третья стадия модели процесса принятия ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница решения потребителем - предпокупочная оценка.

Оценка вариантов перед покупкой начинается с выбора оценочных кри­териев, определения их значимости и формирования набора альтернатив. За­тем каждый из отобранных вариантов оценивается по каждому оценочному критерию с учетом значимости. И, наконец, для окончательного выбора при­меняются отличающиеся по своей сложности правила решения.

Процесс оценки вариантов может быть достаточно простым, например, когда принятие решения является привлекательным. При таком типе решений потребитель просто повторяет покупку того же товара, что и прежде. Когда принятие решения является ограниченным, то потребитель рассматривает не­большое количество альтернатив и использует мало оценочных критериев. Расширенный тип решения проблемы предполагает достаточно ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница сложный процесс оценки альтернатив перед покупкой, особенно при покупке дорогих товаров длительного срока пользования. Оценочные критерии имеют разные формы. Потребитель может выбрать для оценки гедонистические или соци­альные критерии.

13.2. Оценочные критерии, формирование и оценка альтернатив

Оценочные критерии Критерии оценки - это не что иное, как конкретные показатели, кото­рые рассматриваются при выборе вариантов»

Наиболее распространенными критериями оценки являются цена, на­звание торговой марки, страна - производитель.

Значимые оценочные критерии - это фактически влияющие на процесс оценки показатели, по которым варианты различаются. Критерии являются значимыми для потребителя только в том случае, если они помогают потре­бителю в дифференциации альтернатив.

Факторы, влияющие на ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница выбор значимых оценочных критериев: ситуа­ционные и индивидуальные факторы, а также характеристики товара.

К ситуационным факторам относятся физическое окружение, социаль­ное окружение, количество времени, цель. Индивидуальные характеристики потребителя, оказывающие влияние на выбор оценочных критериев - моти­вация, знание, вовлеченность. На выбор оценочных критериев также влияет конкретный товар, который выбирает потребитель.

Формирование набора альтернатив

Установив критерии оценки, потребитель должен сформировать набор вариантов, из которых он будет в дальнейшем выбирать, т.е. набор альтерна­тив из всех существующих торговых марок определенного товара.

Оценка выбранных альтернатив

Оценка выбранных вариантов товара происходит на основе атрибутов товара или на основе атрибутов торговой марки.

13.3. Правила решения

Правило решения является ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница конечным шагом процесса предпокупочной оценки вариантов. Правила решения означают стратегию, принятую потреби­телем для того, чтобы сделать окончательный выбор.

Правила принятия решения обычно разделяют на две широкие группы: некомпенсационные и компенсационные.

Некомпенсационные правила решения

Некомпенсационные правила решения не допускают, чтобы сильные стороны товара (низкие значения оценок по одному из атрибутов) могли быть компенсированы слабыми сторонами (высокие значения оценок по другому атрибуту).

К некомпенсационным правилам решения относят: совместное, раз­дельное, лексикографическое и правило исключения аспектов. При использо­вании совместного и раздельного правил решения проводится оценка по тор­говым маркам, а при использовании лексикографического правила и правила исключения аспектов - по атрибутам.

Совместное правило решения

Совместное правило ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница решения устанавливает для каждого атрибута ми­нимальный (самый низкий) уровень оценки товара. Этот уровень использует­ся в качестве отсечки для исключения из рассмотрения торговых марок, не удовлетворяющих минимальному уровню требований.

Раздельное правило решения При использовании раздельного правила также используется отсечка. Однако в этом случае есть два принципиальных отличия. Во-первых, потре­битель устанавливает требуемый уровень отчески (желаемый), который выше минимального. Во - вторых, сравнение альтернатив происходит только по значимым оценочным критериям. Приемлемыми считаются все альтернати­вы, удовлетворяющие желаемым требованиям по значимым критериям.

Лексикографическое правило решения Лексикографическое правило решения предполагает ранжирование оценочных критериев по значимости и выбор торговой марки, лучшей по ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница этим критериям. Если при сравнении двух торговых марок по наиболее важ­ному оценочному критерию одна из них воспринимается как лучшая по этому критерию, то она и будет выбрана.

Правило решения «исключение аспектов» Правило решения «исключение аспектов» похоже на лексикографиче­ское правило, за исключением того, что в данном случае потребитель уста­навливает желаемый уровень оценочных критериев, как и при раздельном правиле решения, для всех атрибутов. Любая альтернатива, не достигающая такого уровня критерия, исключается.

Компенсационные правила решения В соответствии с компенсационными правилами решения недостатки одних атрибутов товара могут быть восполнены достоинствами других. Су­ществует два типа компенсационных правил решения ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница: простое сложение и взвешенное сложение.

Правило простого сложения Согласно правилу простого сложения потребитель складывает критерии оценки по каждому варианту. Выбирается вариант, имеющий максимальную сумму оценочных критериев. Общая оценка марки вычисляется по формуле:

Р = Е Ву ,

I=1

где ^ - общая оценка марки; 1 - номер критерия оценки; п - число критериев оценки; Ву - оценка марки ] по критерию 1.

Правило взвешенного сложения Правило взвешенного сложения - более сложная форма компенсацион­ного правила решения, поскольку учитывается относительная значимость ка­ждого из оценочных критериев. «По сути, правило взвешенной прибавки эк­вивалентно моделям многоатрибутивного отношения». Формула общей оцен­ки марки имеет следующий вид:

Fj = £ WiBij ,

7 = 1

где - вес 1 - того критерия ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница оценки.

Использование потребителями различных правил решения ведет к раз­личным результатам выбора. Потребители могут использовать одно правило решения, либо несколько - сначала сужая отобранные альтернативы, а затем, принимая окончательное решение. Потребители могут формировать свои правила решения, используя фрагменты различных правил.

13.4. Использование правил решения при разработке стратегий марке­тинга

Специалистам по маркетингу необходимо понимать правила решения, потому что они оказывают влияние на потребительский выбор. Важное зна­чение имеет знание правил, которые ведут к выбору товаров компании. Такое знание позволяет компании поддерживать применение потребителями этих правил. Потребители могут не иметь четко выраженной стратегии принятия решения. В этом случае они будут восприимчивы к советам ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница продавцов, к рек­ламе в местах продаж, к брошюрам.

Влияние на выбор потребителя в процессе предпокупочной оценки ва­риантов осуществляется специалистами по маркетингу путем:

- изменения восприятия оценочных критериев атрибутов товара;

- изменение значимости критериев оценки;

- изменение отсечек;

- изменение правил потребительских решений.

Контрольные вопросы

1. Опишите сущность процесса предпокупочной оценки вариантов.

2. Проанализируйте взаимосвязь типов решения проблем и процесса предпо - купочной оценки вариантов.

3. Охарактеризуйте оценочные критерии потребителей.

4. Опишите сущность значимых оценочных критериев.

5. Охарактеризуйте процесс формирования набора альтернатив.

6. Охарактеризуйте способы оценки выбранных альтернатив.

7. Укажите различия компенсационных и некомпенсационных правил реше­ния.

8. Опишите способы маркетингового влияния на выбор потребителя в про­цессе предпокупочной оценки вариантов.

Список литературы

1. Ассэль Г. Маркетинг ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница: принципы и стратегия: учебник для вузов / Г. Ассэль. М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учебник / И.В. Алешина. М.: Эко­номиста, 2006.

3. Драганчук, Л.С. Поведение потребителей: учеб. - метод. комплекс / Л.С. Драганчук. Красноярск: Издат. Центр ИЕ и ГН СФУ, 2007.

4. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 2-е евр. изд. /Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг: пер. с англ. М.; СПб.; К.: Издат. дом «Вильямс», 2001.

5. Соломон, М.Р. Поведение потребителя. Искусство и наука побеждать на рынке / М.Р. Соломон: пер. с англ. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2003.

6. Энджел, Дж. Ф. Поведение потребителей. 10 - е изд. /Дж. Ф. Энджел, Р.Д ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница. Блэкуэлл, П.У. Миниард: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 2007.

7. Hoyer W. D., MacInnis D. J. Consumer behavior. Houghton Mifflin Company, 2004.

8. Hawkins D. I., Best R. J., Coney K. A. Consumer behavior: Implications for marketing strategy. The McGraw-Hill Companies, Inc., 2004.

9. Peter P.J., Olson J.S. Consumer behavior: The McGraw-Hill Companies, Inc., 2001.

10. Schiffman L.G., Kanuk L.L. Consumer behavior. Prentice Hall International, Inc., 2007.

Тема 14. Покупка

Задачи: сформировать знания в области сущности процесса покупки, охарактеризовать типы совершаемых покупок, источники и мотивы покупок.

14.1. Процесс покупки

Покупка - четвертая стадия модели процесса принятия решения потре­бителем. Покупка сама по себе требует ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница принятия решения. У потребителя есть возможность прервать процесс принятия решения, поэтому выбор вари­анта товара не всегда завершается покупкой. Покупка может откладываться вследствие изменения обстоятельств, мотивации, появления новой информа­ции.

Возможность влияния на поведение потребителей на стадии покупки нередко определяется типом покупки. Типы покупок по критерию - намере­ние потребителя совершить покупку делятся на три категории

Полностью запланированная покупка - это покупка определенного то­вара и марки, которые выбраны до посещения магазина. Эта покупка является результатом высокого уровня заинтересованности и расширенного решения проблемы потребителя (мебель, одежда). Полностью запланированные по­купки характерны и для низкого уровня вовлеченности, например, покупка товаров определенных марок по заранее составленному ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница списку (продукты пи­тания).

Частично запланированная покупка - это покупка, которая заранее за­планирована на уровне конкретного продукта, а не марки. Выбор марки со­вершается в месте продажи. При высоком уровне заинтересованности выбор марки во время похода по магазинам может сопровождаться поиском инфор­мации. Если заинтересованность потребителя низкая, то покупается одна из марок, рассматриваемых как приемлемые. На окончательное решение потре­бителя влияют меры по продвижению товаров - снижение цены, привлека­тельная выкладка товаров, яркая упаковка.

Незапланированная покупка - это покупка, которую покупатель не пла­нировал до прихода в магазин. Такую покупку называют импульсивной. Она характеризуется спонтанностью, интенсивностью, энергией, волнением и ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница возбужденностью, игнорированием последствий покупки. По некоторым оценкам, до 50% покупок совершается под влиянием импульса.

14.3. Выбор источника покупки

В процессе принятия решения о покупке на выбор покупателей нередко оказывает влияние источник покупки, который может быть первичным по от­ношению к выбору самого товара. Источниками покупки для потребителей могут являться стационарные магазины розничной продажи различных типов, прямая продажа с привлечением агентов, прямая почта, каталоги, реклама прямого отклика, телефонный маркетинг, электронный магазин. Все эти виды источников покупки конкурируют между собой за покупателя.

Рост занятости населения, тенденция увеличения времени, проводимого в кругу семьи, а также проблемы, возникающие при посещении магазинов, приводят к возрастанию объема покупок с помощью ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница прямого маркетинга: за­каз по почте, осуществляемый в ответ на прямую рекламную рассылку, на основе каталогов, заказ в результате телефонного маркетинга «покупатель - продавец», на основе рекламы в газетах и журналах, на телевидении, через Интернет.

В силу значимости выбора источника покупки для совершения самой покупки специалисты по маркетингу должны знать, какие факторы влияют на этот выбор. Важными факторами выбора источника покупки являются харак­теристики покупателей и характеристики самого магазина.

Характеристики покупателей и принятие решения о посещении магазина Покупателей можно разделить на категории по мотивации посещения магазина и покупательской ориентации в процессе принятия решения. Среди мотивов посещения магазина можно ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница выделить личные и социальные. К личным мотивам относятся:

- исполнение роли. При посещении магазина и выборе товаров покупатели реализуют свою роль, например, матери, домохозяйки, жены или студента;

- развлечение. Потребители рассматривают поход в магазин как предпочти­тельный способ проведения досуга;

- самоудовлетворение. Трата денег на себя может быть занятием не столько полезным, сколько приятным, помогающим справиться с депрессией;

- знакомство с новыми тенденциями. Посещение магазинов дает возможность покупателям изучить новые стили, направления моды;

- физическая активность. Прогулка по магазинам может стать формой физи­ческой разрядки;

- сенсорная стимуляция. Атмосфера магазина предоставляет потребителям возможность получить удовольствие от того, что они рассматривают товары, держат их в руках, слушают музыку, звучащую ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница в магазине, ощущают прият­ные запахи парфюмерии или отделов готовой пищи.

К социальным мотивам относятся:

- социальный опыт вне дома. Многие потребители посещают магазины для расширения социального круга знакомств;

- общение с людьми сходных интересов. Магазины компьютеров, спортивных товаров, радиотоваров дают возможность встречаться людям со схожими ин­тересами;

- притяжение референтных групп. Стремление людей принадлежать опреде-

и 1 и / ' и и

ленной референтной группе (например, любителей классической или совре­менной музыки, элиты общества) реализуется через посещение конкретных магазинов (специализированных, элитных);

- статус и авторитет. Посещение магазина предоставляет возможность чело­веку привлечь к себе внимание, вызвать уважение продавца;

- удовольствие от сделки. Многие покупатели ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница получают удовольствие от тор­га с продавцом и умения делать выгодные покупки.

Выбор источника покупки во многом определяется покупательской ориентацией. По критерию ориентации покупателя выделяются следующие основные группы покупателей:

- рациональные (активные) покупатели. При покупке товаров руководствуют­ся принципом целесообразности. Заинтересованы в максимально эффектив­ном расходовании своих средств;

- неактивные покупатели. Покупатели, которые не находят никакого удоволь­ствия в покупках, рассматривают посещение магазинов как необходимую, но неприятную рутинную работу;

- традиционные покупатели. Не испытывают энтузиазма в походах по мага­зинам, не очень требовательны к условиям покупки;

- персонифицированные покупатели. Предпочитают высокий уровень внут- римагазинного обслуживания, выбирают магазины с персоналом, который их знает;

- покупатели ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница цены. Отличаются высокой чувствительностью к цене, заинте­ресованы в поиске покупок, удовлетворяющих ценовым требованиям.

Характеристики источника покупки и процесс его выбора

Потребители осуществляют выбор магазина, основываясь на своих представлениях об имидже магазина. Имидж источника покупки - это вос­приятие потребителем или целевым рынком всех функциональных и психо­логических атрибутов источника покупки. Составляющими имиджа покупки являются: атмосфера, торговый персонал, физические характеристики мага­зина, глубина, широта и качество ассортимента, местоположение, простота процедуры возврата товара и др.

Информация об имидже источника покупки необходима специалистам по маркетингу для разработки и реализации различных стратегий. Знание специфических особенностей магазина, важных для покупателей, а также ха­рактеристик самих ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница покупателей, позволяет прогнозировать предпочтения по­требителей в выборе ими торговых точек.

Большинство элементов имиджа источника покупки контролируется специалистами по маркетингу. В разных сегментах рынка у потребителей разное представление об идеальном имидже источника покупки. Например, предложения узкого ассортимента товаров специализированных магазинов привлекают потребителей, стремящихся максимально удовлетворить свои по­требности, связанные со стилем жизни, формой и качеством упаковки. Уни­вермаги, строящие ассортимент на основе максимальной представленности товарных групп, рассчитывают на самый широкий круг покупателей.

Контрольные вопросы

1. Опишите сущность процесса покупки.

2. Охарактеризуйте типы покупок.

3. Назовите виды источников покупки.

4. Опишите типы мотивов посещения покупателями магазинов.

5. Укажите различия личных и социальных мотивов посещения магазинов.

6. Охарактеризуйте типы покупателей по ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница критерию ориентации покупателя.

7. Опишите сущность понятия имидж источника покупки 8..Назовите составляющие имиджа источника покупки.

Список литературы

1. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов / Г. Ассэль. М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учебник / И.В. Алешина. М.: Эко­номиста, 2006.

3. Драганчук, Л.С. Поведение потребителей: учеб. - метод. комплекс / Л.С. Драганчук. Красноярск: Издат. Центр ИЕ и ГН СФУ, 2007.

4. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 2-е евр. изд. /Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг: пер. с англ. М.; СПб.; К.: Издат. дом «Вильямс», 2001.

5. Соломон, М.Р. Поведение потребителя. Искусство и наука побеждать на рынке / М.Р ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница. Соломон: пер. с англ. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2003.

6. Энджел, Дж. Ф. Поведение потребителей. 10 - е изд. /Дж. Ф. Энджел, Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 2007.

7. Hoyer W. D., MacInnis D. J. Consumer behavior. Houghton Mifflin Company, 2004.

8. Hawkins D. I., Best R. J., Coney K. A. Consumer behavior: Implications for marketing strategy. The McGraw-Hill Companies, Inc., 2004.

9. Peter P.J., Olson J.S. Consumer behavior: The McGraw-Hill Companies, Inc., 2001.

10. Schiffman L.G., Kanuk L.L. Consumer behavior. Prentice Hall International, Inc., 2007.

Тема 15. Процессы после покупки

Задачи: сформировать знания в области сущности процессов потребле­ния, послепокупочной оценки ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница вариантов и освобождения, охарактеризовать факторы, формирующие поведение потребителей после покупки.

15.1. Потребление

После стадии покупки происходит потребление, затем послепокупочная оценка вариантов и освобождение от использованных продуктов.

После покупки товара у потребителя есть несколько вариантов поведе­ния по поводу этой покупки. Потребитель может оставить продукт у себя или отказаться от его употребления. Может иметь место немедленное употребле­ние товара, либо отложенное. Потребление товара, отложенное на короткий срок, связано с покупкой товара к сезону или к особому случаю. Долгосроч­ная отсрочка в потреблении товара связана с покупкой товара для хранения, или складирования.

Процесс принятия решения может быть прерван после совершения по­купки, поскольку потребитель может сожалеть ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница о сделанном выборе

Послепокупочный диссонанс - сожаление покупателя, вызванное сомне­ниями в принятом решении

Вероятность послепокупочного диссонанса и его сила зависят от ряда факторов:

- необратимость решения. Чем сложнее отменить решение (вернуть товар, обменять его на другой), тем выше вероятность появления послепокупочного диссонанса;

- сложность выбора вариантов. Чем проще выбор вариантов, тем ниже веро­ятность и слабее сила появления послепокупочного диссонанса.;

- превышение потребителем индивидуального порога диссонанса. Чем выше склонность потребителя к сомнениям и беспокойству, тем больше вероят­ность и сила послепокупочного диссонанса;

- важность для потребителя решения о покупке. Чем выше степень важности для потребителя принятого решения, тем больше вероятность и сила после ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница- покупочного диссонанса.

Для уменьшения послепокупочного диссонанса потребитель может ли­бо смириться со своим выбором, либо отказаться от купленного товара. В це­лях снижения послепокупочного диссонанса продавцы (производители) должны с помощью маркетинговых коммуникаций подтверждать правиль­ность сделанного покупателем выбора, снижать воспринимаемую им значи­мость принятия решения о покупке.

Дата добавления: 2015-08-28; просмотров: 35 | Нарушение авторских прав


documentaatvdmv.html
documentaatvkxd.html
documentaatvshl.html
documentaatvzrt.html
documentaatwhcb.html
Документ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 8 страница